Главное меню

Время

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня148
mod_vvisit_counterВчера229
mod_vvisit_counterВсего101532

IP: 54.226.209.201

Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана

 

 

 

КаленДАРь - праздник на каждый день

Новое о выставках

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Агрызская ЦБС»

Организационно-методический отдел

Методическая рекомендация

«Новое о выставках»

Составитель: зав. ОМО Рахматуллина Р.Х.

Агрыз, 2013

Методический материал «Новое о выставках» адресован библиотекарям. Материал состоит из трёх разделов. В первом разделе даются рекомендации по организации и подготовке выставок. Во втором - представлен краткий обзор выставочной работы в библиотеках регионов России. В третьем - обобщён опыт специалистов Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия, знакомящий с идеями, находками, решениями, которые могут найти применение в практической выставочной работе.

В России самые первые выставки были организованы в середине XIX века. Местом их проведения была Императорская Публичная библиотека (ныне Российская Национальная Библиотека). Выставки были немногочисленны и, как правило, носили музейный характер. Из европейских стран особую популярность выставки получили в Германии. Сегодня трудно представить себе библиотеку, в которой не было бы выставки.

Понятие «книжная выставка» уходит в прошлое. Это связано с появлением в фондах помимо печатных документов нетрадиционных носителей информации: электронных, аудио-, видео- документов и т.д. Специалисты предлагают использовать термин «библиотечная выставка». Главная цель выставочной деятельности библиотеки – раскрытие фонда. Задачи – поддержка чтения, привлечение внимания к той или иной проблеме, теме или документу, облегчение поиска необходимой информации.
Библиотечная выставка может функционировать как самостоятельная наглядная форма массовой работы или может быть частью (дополнением) комплексного массового мероприятия.

Алгоритм подготовки выставки:

  • Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения;
  • Выявление методических рекомендаций по теме выставки;
  • Выявление по СБА источников;
  • Знакомство, отбор, группировка литературы;
  • Определение структуры выставки;
  • Определение названий заголовка, разделов, цитат, иллюстраций, предметной среды;
  • Оформление выставки;
  • Учёт эффективности выставки.

В настоящее время библиотечная выставка – это не только отбор и систематизация специально подобранных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых для обозрения пользователям библиотеки. Но это и своеобразная визитная карточка библиотеки, наряду с характеристикой библиотечного фонда, предоставляющая информацию о стиле работы библиотеки в целом (творческом или формальном). Собственная фантазия автора выставки, отход от стереотипов, оригинальная форма представления материала, необычное оформление позволяют наиболее полно отразить позицию библиотекаря, его мировоззрение, видение проблемы, которой посвящена выставка.

По определению Славы Григорьевны Матлиной, ведущего научного сотрудника РГБ, нестандартная выставка – это отступление от общепринятых правил, нетривиальный личностно окрашенный взгляд на цели экспонирования и способы их достижения. Это продукт творчества, у которого всегда есть конкретный автор идеи, концепции, оригинального оформления.

Выигрышным моментом в выставочной деятельности является наличие интерактивности – «взаимодействия», «включения» пользователей в выставочный процесс, подразумевающий какую-либо активность со стороны пользователей, превращающую их из зрителей-созерцателей в соучастников-творцов. Интерактивная выставка в библиотеке должна не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы.

Приступая к организации выставки, необходимо уделить особое внимание концепции выставки. «Conceptio» в переводе с латинского означает «понимание», «система». Грамотно продуманная концепция выставки должна отвечать на 3 вопроса:

  • О чём желаем рассказать? (тема, содержание)
  • Кому адресована выставка? (читательское предназначение)
  • Как подать экспонируемый материал? (форма, способ предоставления информации)

На сегодняшний день, по мнению Веры Викторовны Вяткиной, главного методиста школьных библиотек Частинского района Пермской области, существует 73 вида выставок. Обозначенная цифра не является пределом, поскольку творческий потенциал и профессиональное мастерство библиотекарей постоянно совершенствуются, пополняясь новыми идеями и формами.

Нетрадиционные формы библиотечных выставок:

  • в – вернисаж
  • ? – вопрос
  • с – совет
  • т – тест
  • а – аукцион
  • в – викторина
  • к – кроссворд
  • и – игра
  • Выставка-гороскоп, выставка-макет, выставка-реклама, выставка-фоторепортаж, выставка-полемика, выставка-календарь, выставка-настроение, выставка-признание, выставка одного автора, выставка одного жанра и т.д.

Выставка-вернисаж предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках, их творчестве, о данном направлении в искусстве.

Выставка-импульс должна побуждать к действию, сопровождаться словами «Остановись», «Берегись…», «Не навреди…» и т.д. Материалы, представленные на выставке, должны носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.

Выставка-досье представляет собой выставку документов, свидетельств, произведений по какому-либо делу или вопросу. С их помощью читателю предоставляется возможность самостоятельно определить свою позицию и оценку.

Заголовок выставки должен соответствовать определённым критериям:

  • объём заголовка не более 5-ти слов;
  • содержание заголовка информационно ёмкое, передающее суть;
  • присутствие оригинальности, интриги, не шаблонности в оформлении заголовка.

Для цитирования на выставке отбираются материалы, обладающие экспрессивностью в выражении мыслей, чувств, переживаний:

  • яркие или парадоксальные высказывания авторов, героев произведений;
  • эпизоды объяснений в любви, проявлений различных чувств, захватывающих сцен;
  • элементы сюжета, содержащие тайну, интригу;
  • описания детских переживаний, подкупающие своей искренностью;
  • выдержки из писем и дневников авторов.

Экспонируемый на выставке материал и способы его подачи должны содержать элементы новизны, оригинальности, неожиданности. Показ самих книг и других источников информации должен быть направлен на привлечение внимания к чтению. Вся представленная на выставке атрибутика должна быть подобрана с эстетическим вкусом, подчинена основной идее выставки, не должна «перегружать» её, отвлекать от книг.

В оформлении выставки могут быть использованы следующие аксессуары:

  • знаковые (эмблемы, символы, тексты, цитаты, виньетки, экслибрисы, схемы);
  • предметные (макеты, муляжи, бутафория, куклы);
  • конструкционные (оргтехника, канцелярские принадлежности, подставки, коробки, зажимы);
  • художественная атрибутика (плакаты, иллюстрации, фотографии, репродукции, картины, коллажи);
  • декоративные элементы (драпировка из шёлка, цветы, сувениры).

Определение результативности выставочной деятельности осуществляется путём подсчёта книговыдачи с выставки и учёта количества посетителей, посмотревших её (показатели статистики). Для более подробного качественного анализа рекомендуется использовать матрицу – таблицу для оценки эффективности. Параметры матрицы каждая библиотека может выбирать самостоятельно, исходя из приоритетов своей деятельности. 

 
© 2008 Агрызская централизованная библиотечная система | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de